Изначально «ФотоКлюч» создавался как механизм: факт оплаты означал просто передачу файлов покупателю, никакой юриспруденции. Осознание мудрого принципа «Сначала юристы, потом программисты» пришло позднее, когда мы поняли, что при покупке цифровых товаров важно также оговорить и передать права на их использование. Так у сервиса появились лицензии (лицензионные договоры).
Задумавшись о лицензиях, мы стали перебирать типовые сценарии, по которым работает фотограф и в которые вписывается поштучная удаленная продажа фотографий. Случаи продажи через сервис снимков для коммерческого использования мы сразу же вычеркнули: все-таки «ФотоКлюч» сам никак не привлекает покупателей, и эта ниша прочно остается за стоками. В результате однозначно «нашими» были признаны только две ситуации:
- продажа непубличных снимков заказчику такой съемки;
- продажа всем желающим снимков, сделанных в общественных местах.
С помощью юриста были разработаны две лицензии с довольно длинными названиями. Чтобы облегчить восприятие, мы вынесли самые частые виды съемок в таблицу и кратко сформулировали суть каждой лицензии:
Сравнение лицензий «ФотоКлюча»
Лицензия | 1. Съемка ограниченного круга лиц при их информированном согласии | 2. Съемка в месте, открытом для свободного посещения |
Виды съемки |
Постановочная съемка в студии Утренник в детском саду День рождения в банкетном зале Корпоративное мероприятие |
Съемка пейзажа, архитектуры Спортивное мероприятие Уличная фотография Праздник в городском парке |
Количество продаж | Однократно — заказчику или герою съемки | Многократно — героям съемки и СМИ |
Передача прав | Передаются исключительные права на изображение | Передается неисключительное право использования изображения в личных и некоммерческих целях |
Еще несколько пояснений. Во всех случаях, когда фотограф получает доступ к сокровенному, будет честно передать покупателю исключительные права на фотографии (первая колонка таблицы). Даже для использования таких снимков в собственном портфолио фотографу нужно заручиться согласием моделей или заказчиков закрытой съемки.
Если же в кадре события, доступные широкому кругу лиц (вторая колонка таблицы), логично сохранить все права за фотографом. Покупатель после оплаты получает некоторые неисключительные права и сам файл в хорошем качестве.
Обе лицензии написаны так, чтобы при возможных спорах защитить и фотографа, и покупателя. Заказчик конфиденциальной съемки уверен, что снимки не попадут в третьи руки. Редакция местной газеты, покупая у блогера снимки с городского праздника, понимает, что публикация будет правомерной, а небольшое кадрирование и цветокоррекция кадров вполне допустимы. Сам блогер при этом однозначно запрещает редакции перепродавать фотографии и сохраняет за собой право требовать указания имени автора возле каждого снимка.
Отдельно повторимся: текущие лицензии не предусматривают многократную продажу фотографий для рекламы или продвижения товаров и услуг. Мы введем третий тип лицензии, если наши уважаемые пользователи подскажут, как это поможет им в работе с сервисом.
О сервисе «ФотоКлюч»Зарегистрироваться и начать продажи
Фото PublicDomainPictures | pixabay.com